Мне просто кажется, это наибольшая польза человечеству, которую я могу принести
Зачем выпускники CS центра преподают школьникам и студентам
Выпуск 2014
Я работаю в Huawei в Петербурге, занимаюсь алгоритмами на графах. Сейчас преподаю дискретную математику в CS центре. Иногда езжу в Сириус по приглашению коллег с факультета МКН и CS центра прочитать что-нибудь по алгоритмам или теоретической информатике для школьников. До этого много лет вёл математику, в том числе в пяти разных университетах, а самый большой мой курс — это годовой довольно глубокий курс по алгоритмам в магистратуре ИТМО-JetBrains.
Выпуск 2015
Я работаю в Papeeria и преподаю в магистратуре ИТМО-JB, в ВШЭ и на факультете МКН в СПбГУ. Веду я почти всегда практики по функциональному программированию. Ещё был курс «Основы программирования» на МКН вместе с Егором Суворовым. В 2019 году читал интенсивный курс по ФП на летней школе Высшей школы экономики.
Выпуск 2020
Сейчас я работаю в лаборатории машинного обучения JetBrains Research в группе Тимофея Брыксина, но не занимаюсь машинным обучением. Я занимаюсь проектами, связанными с образованием, и компилятором Kotlin. Года три я преподавала программирование на C# 9-12-летним детям. Мы проходили с нуля до графов за год. Ещё я делала программу по Python, основам анализа данных и основам машинного обучения для сети школ Юниум. Сейчас преподаю Kotlin в СПбГУ первому и второму курсам, помогаю проверять домашние задания по Kotlin в CS центре.
Выпуск 2017
Я преподаю Java и JVM-технологии в магистратуре ИТМО-JetBrains «Разработка программного обеспечения». Когда-то давно преподавал Python школьникам, 7-9-классникам.
Выпуск 2016
Я сейчас занимаюсь фотограмметрией в компании Agisoft — это компьютерное зрение без машинного обучения, про то, как построить трёхмерную модель города или какого-то замка или статуи. Преподаю я два курса: «Фотограмметрия» и «Вычисления на видеокартах» в CS центре и CS клубе. Ещё преподаю программирование школьникам, ученикам 10-11 класса.
Выпуск 2015
Я работаю в Яндексе, преподаю в Политехе курс по обработке сигналов и решению задач с семантическим разрывом. Это про задачи машинного обучения, про то, как их решать не только методами машинного обучения. В этом году читаю его и на МКН в СПбГУ.
Причины преподавать
Дмитрий Новожилов
Могу сказать, что изначально начал преподавать из-за денег. Я был бедным студентом — оттуда пришли школьники и репетиторство.
Настя Бирилло
В школе я мечтала стать учителем русского языка и литературы, потом закончила гуманитарный лицей и поступила на мат-мех. Всё ещё хотелось что-то делать с детьми, тогда я поехала работать в лагерь вожатой. Потом подумала, что очень хочу преподавать. Я уже более-менее знала программирование и пришла в Digital Banana. Там мне дали детей, которые были ещё маленькие для взрослых курсов, но уже большие для маленьких, и сказали «делай с ним что хочешь». Так родилась моя первая самостоятельная программа, и так я и осталась в преподавании.
Миша Слабодкин
Во-первых, в школе много лет учился в маткружке 239 — это было наглядным примером замечательных преподавателей. Они тратили значительные время и усилия, чтобы вырастить новое поколение сильнейших математиков. После этого казалась естественной идея прийти им помогать, когда стал студентом: принимать задачки у следующих кружковцев, приходить слушателем на городские олимпиады. Это как-то абсолютно правильно и естественно.
Во-вторых, и это кажется более важным, я во многом загорелся преподаванием из-за примера старших коллег, которыми я бесконечно восхищаюсь. Например, когда Александр Шень, Саша Куликов, Александр Храбров или Александр Назаров — я выбираю преподавателей не только по имени — с горящими глазами рассказывают про какие-нибудь интересные задачи, которые их вдохновляют, ты понимаешь, что это действительно фантастически интересно, что им это нравится, и что, может быть, заинтересует и тебя. Когда ходишь на такие занятия, уже понимаешь, что преподавание — это невероятно круто и что тебе хочется так же.
В-третьих, преподавание — это естественное дополнение к другим активностям. Например, пока ты студент, преподавать кружковцам. Пока работаешь где-то программистом или аналитиком, преподавать студентам в CS центре или в университете. Для меня это ещё и хобби, приятное отвлечение. Это развивает кучу навыков, в том числе софт-скиллс, которые иначе развить очень сложно. А тут они развиваются сами по себе.
В-четвёртых, преподавание — это лучший способ выучить какую-то новую ветку математики или предмет, за который давно не мог взяться: либо потому что он сложный, либо не хватает времени или мотивации. Не знал бы я алгоритмов абсолютно, если бы не начал преподавать.
Николай Полярный
Как Миша подметил про систему маткружков, там очень естественно перетекает обучение в преподавание. Очень прикольно работать с детьми, особенно когда они пятый класс, потому что они очень веселые.
А на четвёртом курсе бакалавриата у нас на кафедру пришло письмо от школьного директора, с просьбой кого-нибудь прийти подменить информатика, а то у них преподаватель на три месяца уезжал в Антарктиду. Я, не сильно думая, сказал, что, конечно, готов. И дальше три месяца упарывался, потому что у меня была фул-тайм работа и ещё какие-то деятельности.А дальше меня просто пригласили на постоянной основе преподавать очень маленькой группе детей. Маленькая группа детей — это не так много сил и нет проблемы с повторяемостью.
А с преподаванием студентам получилось так, что я откуда-то набрал знания, стал специалистом, но курса по этой теме не было. Мне хотелось систематизировать знания и отдать их обратно обществу.
Эдгар Жаворонков
Я учился в аспирантуре Академического университета, где у меня перед глазами был пример Валеры Исаева: он прочитал нам курс программирования с зависимыми типами. Это был чуть ли не единственный курс, который у меня на шестом курсе более-менее получался. В какой-то момент я подумал, что было бы здорово заниматься чем-то таким же. В итоге написал у Валерия диплом и пошёл к нему в аспирантуру с мыслью, что, если с наукой не сложится, то было бы интересно попробовать себя как преподаватель. В первый же год мне сказали, что вот есть магистры пятого курса, есть бакалавры со второго курса, и надо у них вести практические занятия по Хаскелю. И как-то с тех пор я в это влился и помогаю с Хаскелем во всех образовательных инициативах JetBrains. Какие-то другие предметы мне подкидывали по знакомству.
Когда я учился в CS центре, я видел, какими преподаватели могут быть, и как-то подумал, что вот это круто — я тоже так хочу.
Витя Кацман
Вообще, преподавать я любил почти всегда. Ещё в школе умудрился вести кружок военной истории. Потом, когда учился в Политехе, смотрел на многие курсы и думал, что можно преподавать как-нибудь иначе и лучше. Мне тогда казалось, что это так просто, и я не понимал, почему преподаватели часто произносят какие-то странные слова и запинаются, а курсы плохо синхронизированы между собой. Я думал, что это так просто поменять и хотел это сделать. Но сейчас, конечно, знаю, что всё не так просто, и я сам часто оговариваюсь и говорю всякие глупости на лекциях.
И как только представилась возможность преподавать — я сразу активно начал это делать, воплощая многие из давно обдумывавшихся мной идей на практике. В частности, постарался затащить в мой курспочти всё, что я считал полезным по теме и что не рассказывали у нас на кафедре в других курсах.
По вопросу моей мотивации я когда-то написал на хабре статью «Приятное и полезное в преподавании», там содержится развернутый ответ на этот вопрос и, думаю, в нем почти все актуально.
Совмещение с работой, мотивация и борьба с выгоранием
Миша Слабодкин
Работа и преподавание — это два разных дела, и они всегда очень мешают друг другу. У меня постоянно на работе бывало, что я должен сидеть и пилить какую-нибудь рабочую задачу, но вместо этого в голове крутятся пять разных процессов: а как вот эту задачу сочинить, а что же там ответить студенту, ещё что-нибудь придумать для занятия; и, если не прикладывать усилий, то оно мешает.
Я веду один и тот же курс уже лет пять, и всё равно каждый год какая-нибудь ерунда занимает кучу времени. Никогда так не бывает, что взял те же задачки, пошёл рассказал их, и времени это не заняло. Ещё студенты постоянно бунтуют и хотят каких-нибудь поблажек :)
В целом, преподавать — это невероятный кайф. Мне очень нравится и сам процесс, и результаты, и наблюдать прогресс студентов. И что ты приобретаешь много новых друзей и коллег.
Николай Полярный
Совмещать работу с подготовкой нового курса всегда тяжело. У меня есть план, но по факту я готовлю всё перед занятием: в понедельник лекция, в воскресенье у меня подготовка. При повторном прочтении я смотрю записи своих лекций и делаю заметки.
В домашних заданиях я автоматизирую всё, что могу. У меня все домашки на уровне компиляции и корректности проверяются автоматически. И единственное, что я делаю — это потом ещё локально на своем компе прогоняю и на базе этих результатов смотрю какие-то аномалии и комментирую. Если у меня есть время, то просматриваю код и тоже комментирую. Особенно это важно в первых домашних работах, когда студентам нужно больше фидбека.
Основная мотивация преподавать — это в любом случае удовольствие, как и в большинстве тем, так или иначе. Удовольствие, когда понимаешь что студентам это помогает, когда понимаешь, что школьникам это нравится, когда понимаешь, что студенты задают вопросы, которые очень часто вообще для тебя в новинку, ты о них не подумал раньше, и ты на пять секунд подвисаешь, а потом обсуждаешь с ними, какой интересный вопрос подняли.
Есть всякие приятные бонусы в работе со школьниками: они очень искренние. Детям всё это дико нравится. Когда школьнику предлагаешь сделать что-то классное, на что у себя мотивация найти не можешь, он это делает с твоей помощью и подсказкой в сложных местах, получает результат, радуется, и ты радуешься через его глаза.
Миша Слабодкин
Надо сказать, что Петербург — один из лучших городов мира по образованию в математике и программировании. Всё, что мы раньше сказали, может быть применено к любой науке в любом городе, а нам очень повезло. И вот у нас, куда ни посмотри, везде какой-нибудь чемпион IMO, ICPC или школьных олимпиад. Мы постоянно и как преподаватели, и как коллеги общаемся с обладателями лучших интеллектуальных способностей человечества. Меня мотивирует, что я ежедневно взаимодействую с этими людьми, могу принести им пользу, могу повлиять на их образование и мотивацию, дать им какие-то новые научные проблемы, которые их заинтересуют и которые они смогут решить, те, что я не могу. Это невероятно круто. Мне просто кажется, это наибольшая польза человечеству, которую я могу принести.
Настя Бирилло
Мне помогает не выгорать то, что я просто ненавижу всё делать в последний момент и делаю всё спокойно заранее. Обычно я довольно размеренно просматриваю чьи-то лекции, потом ещё делаю презентацию в своём темпе, и максимум за четыре дня до лекции у меня уже готова презентация. Ещё стараюсь не работать по выходным и составляю план нагрузки на будние дни и не ложусь спать, пока этот план не выполню.
Дмитрий Новожилов
Так как у меня курс особо не меняющийся, поэтому сильно готовиться к нему нужно было только в первый год. В первый раз было много проблем, но ко второму разу мы их исправили. Например, бывало, читаю пару, заканчиваю, а прошло только полчаса. Теперь готовлю больше материала заранее.
Эдгар Жаворонков
Мне помогает, что я работаю с Димой Барашевым — он тоже преподаватель в той же образовательной программе, что и я. Мотивируют ситуации, когда студенту, у которого вообще ничего не получалось, удаётся сделать первый шаг. У нас такой ещё предмет, что он, вроде, не очень сложный, но нужно много разбираться: куча синтаксического сахара, абстрактных вещей, которые надо рассказать, чтобы довольно тривиальную вещь сделать. Когда ты рассказываешь-рассказываешь-рассказываешь, и у человека получается сделать первый шаг, думаешь: «Ура! Наконец-то!» — это прямо очень сильно мотивирует. От выгорания, наверное, не спасает ничего.
Дмитрий Новожилов
У меня выгорание появлялось из-за удаленки. Как раз из-за отсутствия живого общения, из-за того, что пары по утрам, и вот все приходят, выключают камеры и спят. Нету никакого разговора, обратной связи — ты просто вещаешь в монитор.
В дополнение к тому, что уже было сказано, меня ещё очень мотивирует просто наблюдать процесс развития студентов, как они все вырастают и становятся нормальными программистами.
Миша Слабодкин
Бывают ещё всякие приятные ситуации. В прошлом году в CS центре читал курс онлайн, а в этом очно. И почти через год, в сентябре, ко мне подошли несколько ребят, которых я вообще не видел(потому что занятия проходили в Zoom), и сказали: «Было так приятно слушать ваш курс, вы так хорошо объясняли. Совершенно было незаметно, что онлайн, и это было так замечательно.» Несмотря на то, что все мы взрослые психологически состоявшиеся люди, такое положительное подкрепление нужно и важно даже для преподавателей, а тем более для студентов.
Витя Кацман
У меня так сложилось, что я на работе занимаюсь вещами, которые читаю на лекциях. Это лишний раз стимулирует держаться на плаву, знакомиться с новыми алгоритмами, не забывать старое и уметь понятно формулировать. Есть такая поговорка, что всю жизнь нужно учиться. Чтобы узнавать что-то новое. Мне кажется, можно дополнить, что всю жизнь нужно учиться и преподавать. То есть обязательно рассказывать то, что ты узнаёшь, кому-то ещё,валидировать свои знания об объяснение их другим.
Николай Полярный
Если преподавать то, чем занимаешься профессионально, то материал готовить гораздо легче и быстрее. Причём мне это тоже приносит образовательную пользу: например, в случае фотограмметрии на работе я глубоко копаю одну или две темы, а на лекциях нужно покрыть всю область. И таким образом получается, что я лучше разбираюсь в широком диапазоне задач.
Что нужно знать тем, кто хочет преподавать
Витя Кацман
Преподавайте! Делайте это так, чтобы вам было интересно, чтобы вы верили в то, что вы делаете, чтобы действительно было полезно и вам, и тем, кто вас слушает. Читайте отзывы — они будут вам полезны. Собирайте и анонимные отзывы — вы сможете прочесть намного больше интересного. Не бойтесь слушать негативные отзывы от студентов.
И с первого раза вообще очень редко что-то получается. Чтение курса — вещь непростая.
Самое тяжёлое для меня — проверка заданий. У меня это выросло в исследовательский проект про автоматическую проверку решений задач MathHelper.
Настя Бирилло
Главное — принять тот факт, что ты чего-то не знаешь. Меня поначалу смущало, что мне задают вопрос, и я не сразу могу на него ответить. Я думала, что всё, мне надо уходить из этой области. А на самом деле это окей, если вы чего-то не знаете, и бывают студенты, которые знают больше вас, и это тоже нормально — вы даже научитесь чему-то.
И нужно понимать, на каком уровне что рассказать, потому что для преподавателя многие вещи кажутся очевидными, а студенты этого не знают, потому что они занимаются совсем другим.
А самое тяжёлое для меня — это проверка домашек, когда студенты всё сдают в последний день.
Николай Полярный
Самое тяжелое для меня — повторяемость, читать курс каждый год. Для меня это было бы очень тяжело. И я бы ещё напомнил, что не нужно давать домашнее задание, которое не выполнял сам. Если ты сделал сам, происходит такая контрольная проверка, что у тебя самого хватило времени, чтобы его сделать. И очень хорошо работает, когда лекции с практикой согласованы хорошо. Здорово сначала сделать задание полностью самому, а потом подготовить лекцию на базе только что выполненного задания.
Эдгар Жаворонков
Во-первых, не бойтесь. Если это ваш первый раз, не стоит бояться, что получится плохо. Можно думать о том, что для вас это будет опыт, и вы многое уложите у себя в голове. Во-вторых, не бойтесь идти до конца.
Самое тяжелое лично для меня в преподавании — это какая-то работа вокруг. Например бюрократия, когда тебе надо устроиться в университет на семестр и тебе надо какие нибудь документы принести. Меня почему-то это вгоняет в тоску.
Дмитрий Новожилов
Я бы посоветовал выстраивать доверительные отношения со студентами — это располагает студентов к тому, чтобы они активнее задавали вопросы, заводили разговоры на какие-то около предметные темы, что полезно и для студентов. и преподавателей.
Из тяжёлых вещей — большие домашки, где нужно сделать большое кодревью. Когда тебе приходит 10-15 больших проектов, которые нужно детально проревьюить и проверить — вот это сильно утомляет. И сложная вещь — заставить себя рассказывать вступительные лекции в начале курса, потому что это максимально скучные темы, про которые не очень понятно, что рассказывать, потому что и так же все понятно, а студентам это необходимо.
Миша Слабодкин
А можно я оставлю ссылку на советы для начинающих преподавателей, которые мы обсуждали в 2019 году.